Рассказ о нашей семье, или как мы стали православными христианами
Сия история написана в надежде, что кто-нибудь, прочитав ее, возжелает
наполнить свою жизнь истинным смыслом и найти Путь Жизни - Христа.
Я, ныне милостью Божию священнослужитель Церкви Бога Вышнего, - диакон Борис Владимирович Зыкунов, родился 26 сентября 1972 года в Кунцевском районе, на Западе города Москвы. По национальности - русский.
Мои родители: отец — покойный Владимир Федорович Зыкунов, родился в гор. Кунцево который в 1961 г. вошел в состав гор. Москвы, по профессии столяр-краснодеревщик, работал строителем и шофёром; мать — Вера Борисовна Зыкунова (в девичестве Антонова), родом из дер. Новинки, Александровского района Владимирской области, по профессии инженер-технолог, почти 40 лет работает на Кунцевском заводе "Мосточлегмаш", до замужества работала преподователем начальных классов.
Учился с 1979 по 1987 годы в обычной средней школе №809 Кунцевского района. А последние два класса заканчивал в школе №714 все в том же Кунцеве. В школе не был ни отличником, ни двоечником. В 1989 году окончил десять классов со средними оценками.
В последний год учебы в школе стал выбирать - куда поступить учиться дальше. Никак не мог выбрать, какой работе я хочу посвятить свою жизнь. Сначала хотел поступить в гуманитарный ВУЗ – в Педагогический Институт, и выучиться на преподавателя Истории, к этому меня подвигал наш школьный учитель Истории - Владимир Ильич, но я испугался вступительного экзамена по иностранному языку, я изучал в школе немецкий язык и по нему имел только удовлетворительные оценки. Тогда я стал стремиться в технический ВУЗ и сначала выбрал МГТИ им. Баумана, но не успел попасть на годичные подготовительные курсы при Бауманке. И по совету матери поступил на подготовительные курсы в Московский Государственный Текстильный Институт (МГТИ) им. А.Н. Косыгина. Текстильный институт мне понравился и, оценив свои средние способности, после школы я не стал гоняться за журавлем в небе и пытаться поступать в Бауманку, а подал документы в Текстильный институт на популярную тогда профессию - системы автоматизированного проектирования (САПР). Текстильный институт располагается рядом с храмом Ризоположения Господня на Донской, тогда как напротив через дорогу находится храм блгв. царевича Димитрия при 1-ой Градской больнице. Как-то во время занятий на подготовительных курсах преподавательница по литературе попросила нас помолчать и послушать колокольный звон разносившийся вечером от храма Ризоположения Господня. Колокольный звон и сама просьба преподавательницы меня тогда сильно впечатлили. Я тогда очень боялся вступительных экзаменов и, будучи еще некрещеным, искал особой сверхъестественной помощи. Я как-то даже пообещал Богу, что если поступлю в Институт, то приму крещение в Церкви. Экзамены я сдал успешно, и даже каким-то чудом за экзамен по физике получил 5 баллов. Набрав нужное количество баллов, я поступил в Московский Государственный Текстильный Институт им. А.Н. Косыгина на выбранную специальность.
Во время учебы в институте, я стал задумываться о смысле жизни. Размышления о жизни и смерти, рассказы из жизни других людей, все это привело меня к тому, что я искренне уверовал в Бога. Особенно этому способствовали рассказы моей верующей тетки и моего отца о глубокой вере их матери, моей бабушки, покойной Ирины Лаврентьевны Зыкуновой (Усачевой). С детства мне также запомнились воспоминания моей матери о глубокой вере, терпении и трудолюбии ее крестной, ныне покойной Наталии Дмитриевны Дорониной (Гусаровой), певчей храма Успения Божией Матери в г. Александрове, которая пережила все тяготы военных и послевоенных лет, никогда не унывала и за все благодарила Бога. А еще в детстве на меня производили яркое впечатление золотые купола и величественный вид Троице-Сергиевой Лавры в г. Загорске, мимо которого мы часто ездили, посещая родственников моей матери.
Наша свадьба - 1995 г. |
Наконец, 18 августа 1991 года, в 18-ти летнем возрасте, я принял Святое Крещение в православном храме Спаса Нерукотворного образа на Сетуни, что при Кунцевском кладбище. Крещение мной воспринималось как некое свидетельство моей веры в существование Всемогущего Творца и Промыслителя. Но я ничего не знал ни об Иисусе Христе, ни об основанной Им на земле Церкви. К сожалению, после крещения не нашлось человека, который бы рассказал мне о Православной Церкви, о заповедях Божиих и должном служении Богу. В бурное время начала 90-х в Москве был расцвет проповеди всевозможных сект и религиозных течений. И я с жадностью искал истинное учение и способ духовного служения Богу. Я интересовался различными учениями о Боге, не вступая ни в какую секту или религиозную общину. Среди молодежи тогда было модно увлекаться восточными учениями - йогой, медитацией, восточными боевыми искусствами. И я также пытался читать книги о йоге, о кришнаизме, что-то читать о буддизме и вообще старался познакомиться с индийскими и китайскими мировоззрениями. Это знакомство привело к тому, что около года я был сознательным вегетарианцем. Потом познакомился с брошюрами "Белого братства", из которых впервые узнал о "конце света" и об Апокалипсисе написанном евангелистом Иоанном Богословом. Еще как я помню, трагические смерти двух кумиров, современной мне молодежи: рок-певца - Фреди Меркури и авто-гонщика - Айртона Сенны, вызвали у меня глубокие размышления о смерти, суетности человеческой деятельности и истинном смысле жизни.
В конце 1993 года моя сокурсница по институту познакомила меня с баптисткой общиной, и я посетил несколько библейских бесед проповедницы, прибывшей в Россию из далекой Австралии. В 1994 году я слушал проповедь какого-то протестантского проповедника и получил бесплатный экземпляр Нового Завета. После этого впервые прочитал Новый Завет, что подвигло меня купит полную Библию, включающую в себя книги Ветхого и Нового Завета. В июне 1994 году я закончил обучение в Московской Государственной Текстильной Академии, получил высшее техническое образование и профессию инженера-системотехника. Тема диплома: "Разработка ПО автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства копиров для станка профильного фрезерования грудки язычковой иглы" - это программа расчета профиля копира, исходными данными для которой является чертеж выполненный в САПР "AutoCAD". За время учебы получил отличные знания по устройству компьютеров типа IBM PC - от "железа" до программного обеспечения, изучил несколько современных языков программирования.
Работа в АКБ "Сбербанк" - 1998 г. |
Во время учебы в институте я читал много компьютерных журналов, и не пропускал ни одной компьютерной выставки, следя за последними разработками в компьютерной области. И даже мечтал стать журналистом и писать статьи в компьютерные журналы. Но на последнем курсе института, в сентябре 1993 года, устроился на Кунцевский завод "Мосточлегмаш" - производящий запчасти к текстильным машинам, и целых 2 года проработал по полученной специальности в отделе САПР. На заводе писал программы, проектировал чертежи и верстал каталог продукции. В самом начале 1995 года наступил новый этап в моей жизни - в новогодние каникулы я решил-таки пойти и посмотреть, что происходит на службе в "отсталой", как я тогда считал, Православной Церкви. Сходил на службу один раз, ничего не понял по причине незнания церковно-славянского языка, но что-то меня заинтересовало в храме. И после я еще несколько раз приходил на службу. На службе я ощущал необъяснимое чувство притяжения к храму, я как-то необъяснимо почувствовал, что именно здесь дом Живого Бога. Тогда впервые купил несколько брошюр в Православном храме и стал знакомиться с Православным учением о Боге. Кроме того, в самом конце 1994 года работая на заводе, я познакомился со своей будущей супругой, Анной Николаевной Николаевой. Постепенно выяснилось, что мы имеем общие взгляды на жизнь, и общее стремление обрести веру. Я полюбил Анну, и уже с весны 1995 года, почти ежедневно встречался или общался с ней по телефону. В августе 1995 года мы вместе с Анной ездили отдыхать на Черное море к моим родственникам. Тогда я задумался о формировании семьи и решил найти новую работу, так как на заводе платили низкую зарплату, и особых перспектив в развитии завода не было.
На рабочем месте в фирме "Стройсервис" - 2000 г. |
В сентябре 1995 года, в самый расцвет капитализма в России, я уволился с завода и целых два месяца продавал оргтехнику в магазинах торговой сети "Партия". Поняв, что мне в торговле много денег не заработать, попытался устроиться в знаменитую программистскую фирму "СП ПараГраф" и два месяца работал там программистом, освоил внутрифирменный язык программирования и участвовал в создании компьютерных игр. Однако, испытательный срок я не прошел по очень удивительной причине. В ноябре мы с Анной расписались в ЗАГСе, а на следующий день 19 ноября 1995 года в храме Спаса Нерукотворного образа на Сетуни над нами было совершено Таинство Венчания. И когда я об этом сообщил на работе, принес шампанское и конфеты, то реакция была такой, как будто кто то скончался. Конечно прозвучали сухие поздравления, но было видно, что от меня такого не ожидали. Дело в том, что в "СП ПараГраф" программисты работали с утра до позднего вечера, а женаты были на своих компьютерах. Но я, хотя и был тогда увлеченным компьютерщиком, вовсе не желал, чтобы компьютер стал основным смыслом моей жизни. И в начале январе 1996 г. меня попросили уволиться из "СП ПараГраф".
Храм Воскресения словущее - 2001 г. |
После свадьбы, мы с Анной стали жить с родителями жены в Кунцево недалеко от моих родителей. А в феврале 1996 г. я устроился в "Сберегательный банк РФ - Черемушкинское отделение г. Москвы". В "Сбербанке" я работал старшим инженером отдела информатики, где занимался обслуживанием настольных компьютеров и сетевых серверов, настройкой компьютерных сетей, установкой на компьютеры операционных систем и прикладных программ.
Венчание с моей супругой дало новый толчок в развитии духовной жизни. Мы стали вместе читать Библию. Стараться соблюдать Великий и другие посты Православной Церкви. Вмести посещать богослужения в Московских храмах и монастырях. Побывав на службе в Свято-Даниловском монастыре, я тогда впервые подробно исповедовался и получил наставление духовника.
Очень сильные размышления вызвала внезапная, трагическая смерть сотрудника по работе с которым мы успели сдружиться. В то время я работал недалеко от д/к "Меридиан" у м. Калужская, где проходили беседы о Боге и Церкви которые я стал регулярно посещать. Целый ряд бесед вел диакон Андрей Кураев, и затем следующий цикл бесед проводил иерей Олег Стеняев. Мы с супругой посещали эти беседы, а затем стали посещать воскресные библейские беседы о. Олега Стеняева в храме "Всех скорбящих радость" на Большой Ордынке. Как-то раз я помог наладить компьютер в Центре реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова, который работает при этом храме. Мы с супругой желали обрести постоянного руководителя нашей духовной жизни. Пытались советоваться с о. Олегом Стеняевым. Но о. Олег Стеняев был постоянно загружен работой в Центре реабилитации, и его помощник посоветовал нам с супругой обратиться за духовным руководством к игумену Иоанну (Ермакову), на Крутицкое Патриаршее подворье.
Храма прп. Серафима Саровского |
С весны 1997 года мы стали регулярно приезжать на Крутицкое Патриаршее подворье для собеседования и исповеди к игумену Иоанну (Ермакову), и он стал нашим духовным руководителем. По благословению игумена Иоанна мы стали посещать библейские беседы, проводимые по четвергам на Крутицком Патриаршем подворье священником Даниилом Сысоевым, выполнять различные послушания в Душепопечительском Православном Центре (ДПЦ) во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. По совету духовника мы участвовали в работе молодежного центра помошников реставраторов - "РеставросЪ", руководимого в то время Константином Козловым. Вместе с "Реставросом" помогали восстанавливать храмы как в Москве, так и в различных уголках России - побывали в Белозерске, Ферапонтове, Кириллове, Можайске, Осташкове, Муроме, на о. Коневец и других святых местах по всей России. Вместе с "Реставросом" и самостоятельно посетили многие православные обители: Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Свято-Успенскую Киево-Печерскую и Свято- Успенскую Почаевскую Лавры, Свято-Успенский Псково-Печерский, Рождество-Богородичный Коневский, Кирилло-Белозерский, Ростовский Спасо-Иаковлевский, Переславский Никитский, Дмитриевский Борисо-Глебский, Владимирский Богородице-Рождественский, Муромский Спасо- Преображенский, Космо-Дамианский Алуштинский мужские монастыри, а также Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский, Свято-Введенский Толгский, Введенский Владычный Серпуховский женские монастыри, возрожденные Свято-Введенскую Оптину и Нило-Столобенскую пустыни и бывшие Нило- Сорскую и Ирадионову пустыни и другие монастыри.
Присутствие на церковных службах разожгла во мне желание участвовать в них и служить Богу во Святом Алтаре. С 1998 года я стал постоянным прихожанином храма прп. Серафима Саровского в Кунцеве. А 15 мая 1999 года, в день празднования моих небесных покровителей св. Бориса и Глеба, настоятель храма иерей Алексий Буканов, благословил меня нести церковные послушания чтеца и пономаря (алтарника) храма. Что я успешно и делал в свободные от работы дни.
В это время мы с женой также регулярно ходили на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, на настоящие всенощные бдения - службы идущие на протяжении всей ночи с вечера субботы до утра воскресения. И эти длинные службы, и возможность исповеди во время службы у опытных духовников дают духовную радость и духовный подъем которого нельзя почерпнуть в светской жизни.
У Богоявленского (Елоховского) собора |
После осеннего кризиса 1998 года в нашей стране опять наступило сложное экономическое положение. "Сбербанк", где я тогда работал, стал сокращать расходы путем уменьшения зарплаты и сокращения работников. В "Сбербанк" я проработал почти 3 года и, хотя мне не грозило сокращение, но, когда осенью 1999 года, мой двоюродный брат предложил устроить меня на более высокооплачиваемую работу, то я согласился. Я устроился в фирму "Стройсервис", которая занималась техническим обслуживаем нескольких известных бизнес-центров и гостиниц Москвы. В "Стройсервисе" я работал на должности главного специалиста по программному обеспечению отдела слаботочных систем, где занимался закупкой компьютерной техники, прокладкой компьютерных сетей, и обслуживанием около 50-ти компьютеров.
В 2000 году начались регулярные Богослужения в храме Воскресения Словущего, что на Крутицком Патриаршем подворье. Храм действует при Душепопечительском Православном Центре (рук. ДПЦ: иером. Анатолий (Берестов)). А, так как я родился 26 сентября, в день празднования "Воскресения Словущего", то мне очень дорог этот храм. И с этого времени по благословению своего духовника, игумена Иоанна (Ермакова), и иеромонаха Анатолия (Берестова) я прислуживал в качестве пономаря в этом храме. Исполнение этих послушаний дало мне бесценный опыт благоговейного отношения к церковному богослужению и святыням алтаря.
По выходным дням я иногда ездил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Со временем в Троице-Сергиевой Лавре я стал участвовать в дружине следящей за порядком во время крупных церковных праздников, на которые туда стекалось множество народа. И в одну из поездок в Лавру мне удалось попасть на собеседование к арх. Кириллу (Павлову) - опытному духовному руководителю, и рассказать о своем желании учиться в семинарии, после чего я получил полное его одобрение, которое вдохновило меня искать богословского образования.
Крестный ход в честь празднования |
В сентябре 2000 года, по рекомендации и благословению духовника, я поступил учиться на вечерние Православные Богословские Катехизаторские курсы при Перервинской Духовной Семинарии, находящейся в Московском Николо-Перервинском монастыре.
В январе 2001 года я ездил в Свято-Введенскую Оптину пустынь и там, беседуя с опытным духовником - схиигуменом Илией получил благословение продолжать богословское образование, со словами: "учись, учись - диаконом будешь". Эта беседа меня вдохновила на попытку поступить в Московскую Духовную Семинарию и укрепило мое желание, получив богословское образование, стремиться стать священнослужителем Православной Церкви.
А летом 2001 года я попытался поступить в Московскую Духовную Семинарию. Но как выяснилось, дневная форма обучения проходит в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где семинаристы безвыездно живут по строгому семинаристскому распорядку, - что, как мне объяснили, может разрушить семейную жизнь и ради сохранения семьи отказали мне в поступлении.
С сентября 2001 года, по благословению духовника, я стал постоянным прихожанином храма свт. Николая, что на Преображенском кладбище. А с ноября 2001 года, по благословению прот. Леонида Кузьминова, настоятеля храма свт. Николая, я уволился со светской работы и стал работать в храме псаломщиком на клиросе, а также сторожем и звонарем. На светской работе конечно можно было бы получать большую зарплату, но я сознательно пошел работать в православном храме, что бы больше времени уделять учебе на Богословских Катехизаторских курсах и готовиться, если Бог даст, стать священнослужителем Православной Церкви, потому как, искренно возлюбил богослужение Православной Церкви, от всего сердца желал послужить Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу и Его Святой Церкви у престола Божия.
Святая гора Афон в Греции. |
В священный сан диакона был рукоположен 2 марта 2003 г. Митрополитом Солнечногорским Сергием в Богоявленском кафедральном Соборе г. Москвы и назначен штатным диаконом в храм свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище г. Москвы, где и прохожу по ныне свое служение.
Незадолго до рукоположения тяжело заболела моя двоюродная бабушка. А в день моего рукоположения в священный сан моя бабушка Лукия Петровна Липилина (Антонова) скончалась. И постепенно мы с женой переселились из Кунцево в бабушкину 2-х комнатную квартиру в Северном Измайлово. Наконец наша семья обрела самостоятельность, и мне стало значительно ближе добираться до своего храма стоящего у Преображенской площади.
Летом 2003 г. продолжил свое богословское образование, поступив на заочное отделение Московской Духовной Семинарии. А в июле 2004 года я преобрел начальное богословское образование, получив диплом об окончании вечерних Православных Богословских Катехизаторских курсов при Перервинской Духовной Семинарии. Из преподаваемых предметов мне особенно нравились: "История Церкви", "Нравственное богословие", "Догматическое богословие", "Агиография" и "Патрология". Дипломную работу защитил на кафедре Общей Церковной истории (руководитель: иерей Николай Фатеев) на тему: "Ферраро-Флорентийская уния и гибель Византийской империи".
Осенью 2003 г. я в очередной раз ездил в Свято-Введенскую Оптину пустынь и там сподобился послужить и после службы побеседовать с опытным духовником - схиигуменом Илией. Открыл опытному духовнику нашу печаль с женой о том, что Господь до сих пор не послал нам детей и получил совет и благословение съездить в Грецию, и помолиться на Святой Горе Афон. При бездетности издревно есть обычай совершать паломничество в Сербский монастырь "Хилиндаръ" находящийся на Свято горе Афон. И в ноябре 2003 года сбылась моя мечта, я сподобился в течении одной недели, совершить паломничество по монастырям Святой Горы Афон в Греции. Обойдя шесть Афонских монастырей и сподобившись служить Св. Литургию в Сербском монастыре - "Хилиндаръ" я привез в Москву неизгладимые впечатления. И об этом думаю может Господь сподобит написать отдельный рассказ.
Крестник Глеб с сестрой |
Матушка Анна, с ноября 2003 года - с самого начала, становится активным членом и одним из организаторов общины строящегося Храма пророка Даниила на Кантемировской. В частности Анна занимается организацией и развитием «Издательства храма пророка Даниила на Кантемировской».
А в мае 2005 года моя жена сподобилась побывать в паломничестве во Святом Иерусалиме и посетить Святые места в Палестины.
С осени 2006 года, по рекомендации преподавателя Перервинской Духовной Семинарии - иерея Николая Фатеева, начал преподавать предмет «История Христианской Церкви» на вечерних Богословских курсах при храме апп. Петра и Павла в Ясенево на подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве (наст.: игумен Мелхиседек (Артюхин)). Наконец реализовалась моя школьная мечта - стать преподавателем Истории. На Богословских курсах в Ясенево я преподавал 3 учебных года, и из-за загруженности учёбой в Духовной академии преподавание пришлось оставить.
В июне 2007 года получил диплом об успешном окончании заочного отделения Московской Духовной Семинарии (МДС).
В конце июня 2007 года мы с женою и с двумя нашими друзьями отдыхали на Черном море в Абхазии и сподобились посетить святые места в Новом Афоне, Пицунде и Каманах.
Летом 2008 года, по совету настоятеля своего храма - прот. Леонида Кузьминова, окончившего в 1950-х годах Ленинградскую Духовную Академию, подал документы к поступлению в Cанкт-Петербургской Православной Духовной Академии (СПбПДА).
В августе 2008 года успешно сдал экзамены и поступил в СПбПДА. Быстро пролетели 3 года учёбы в Духовной академии и 25 мая 2011 года я успешно защитил диссертацию на соискание степени Магистра богословия по кафедре Церковно-практических дисциплин на тему: «Миссионерские методы архимандрита Павла (Леднева)». 13 июня 2011 года на торжественном выпуске я получил диплом об окончании СПбПДА.
19 января 2012 года за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию — диакон Борис Зыкунов, клирик храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище, был рукоположен во пресвитера.
Январь 2012 года.